Фотограф Николай Боченин

фотографияпамятники архитектурытекстыновостиновости сайтаконтакты
На главную

Литература не только для фотографов / Культура, язык, философия.

П.Флоренский. Основным законом мира Флоренский считает второй принцип термодинамики — закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос — начало эктропии.
Культура, как свидетельствуется и этимологией, есть производное от культа, т.е. упорядочение всего мира по категориям культа. Вера определяет культ, а культ — миропонимание, из которого далее следует культура.
Иллюзионизму, субъективизму и психологизму он противополагает реализм как убеждение в транссубъективной реальности бытия: бытие непосредственно открывается знанию. Восприятия не субъективны, а субъектны, т.е. принадлежат субъекту, хотя и лежат вне его. Иначе говоря, в знании сказывается подлинная расширенность субъекта и подлинное соединение его энергии (в смысле терминологии XIV в.) с энергией познаваемой реальности... Флоренский... считает всякую систему связною не логически, а лишь теологически и видит в этой логической обрывочности (фрагментарности) и противоречивости неизбежное следствие самого процесса познания, как создающего на нижних планах модели и схемы, а на высших — символы. Языки символики есть одна из существенных проблем теории знания.
...Всякое действие разума существенно антиномично, и все построения его держатся лишь силою противоборствующих и взаимоисключающих начал. Непреложная истина — это та, в которой предельно сильное утверждение соединено с предельно же сильным отрицанием, т.е. — предельное противоречие: оно непреложно, ибо уже включило в себя крайнее его отрицание. И поэтому все то, что можно было бы возразить против непреложной истины, будет слабее этого, в ней содержащегося отрицания. Предмет, соответствующий этой последней антиномии, и есть, очевидно, истинная реальность и реальная истина. Этот предмет, источник бытия и смысла, воспринимается опытом.
Наконец, следует еще упомянуть о занятиях языком: отрицая отвлеченную логичность мысли, Флоренский видит ценность мысли в ее конкретном явлении, как раскрытия личности. Отсюда — интерес к стилистическому исследованию произведений мысли. Кроме того, отрицая мысль бессловесную, Флоренский в изучении слова видит главное орудие проникновения в чужую мысль и оформления собственной. Отсюда занятия этимологией и семасиологией.
Собрание сочинений в 4-х томах с двумя дополнительными. rar.

Лао-Цзы ДАО ДЭ ДЗИН (Книга о Пути и Силе) . doc. Написанная около двух с половиной тысячелетий назад, "Книга о Пути и Силе" (так можно перевести название "Дао Дэ Дзин", что буквально означает "Книга о Дао и Дэ"). О самом авторе этого текста - мудреце Лао-Цзы - известно немногое. Он был современником Конфуция, одно время занимал должность смотрителя книгохранилищ чжоуских царей, долго жил в горах отшельником... Но даже его истинное имя неизвестно, т.к. Лао-Цзы - это лишь прозвище, означающее буквально "мудрый старец".

А. Тарковский. "Лекции по кинорежиссуре". doc.
Лекции по кинорежиссуре были прочитаны Андреем Тарковским на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино СССР и Союза Кинематографистов СССР.
Стенограммы лекций были подготовлены к печати режиссером К. Лопушанским и одобрены Андреем Тарковским в 1981 г. Предполагаемое их издание тогда не состоялось.
Лекции были напечатаны в журнале «Искусство кино» в №№ 7—10 за 1990 год. Публикацию подготовили К. Лопушанский и М. Чугунова.

Гастон Башляр «Поэтика пространства» pdf. одно из самых лирических исследований феномена дома. Башляр приглашает нас в путешествие от подвала до чердака, чтобы показать, как восприятие жилища и других укрытий формируют наши мысли, воспоминания и мечты.

В.В. Налимов. Вероятностная модель языка. djvu.
В книге с единых позиций рассматривается многообразие языков: обычный язык, язык науки, математики, абстрактной живописи, язык биологического кода, языки древних культур и т.д. Формулируется требования к знаковым системам.

Налимов В.В. В поисках иных смыслов. djvu. Автор исходит из представления о том, что наша - западная культура находится в критической ситуации. Ее потенциал исчерпался, ибо существующие смыслы одряхлели. Поиск нового всегда начинается с критики сложившегося. Автор не навязывает новой доктрины. Своими построениями он бросает вызов. Хочет, чтобы читатель стал философски размышлять вместе с ним. Искать новые пути.

Б.А.Успенский. Краткий очерк русского литературного языка (XI-XIX вв.). djvu.
Книга представляет собой конденсированное изложение основных моментов истории русского литературного языка (до Пушкина включительно) в связи с историей русской культуры.

Лосев А.Ф. Имяславие. doc. Имяславие - одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии.

Срезневский Измаил Иванович (1812-80), филолог-славист, этнограф.
"Мысли об истории русского языка" doc


Ссылка на автора обязательна. @Понравившиеся фотографии можно заказать в высоком разрешении.